Prussia39.ru - история и справочная информация о Калининградской области
ГОСТЬ
ВходРегистрация

Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?



Поиск погибших воинов

База данных погибших воинов (117617)

Калининградская область
Калининград
Гвардейск
Гурьевск
Гусев
Ладушкин
Мамоново
Озерск
Пионерский
Светлый
Советск
Янтарный
Багратионовский район
Балтийский район
Зеленоградский район
Краснознаменский район
Неманский район
Нестеровский район
Полесский район
Правдинский район
Светлогорский район
Славский район
Черняховский район

Достопримечательности Калининградской области
Архитектура
Водонапорные башни
Воинские захоронения XIX века
Воинские захоронения Первой мировой войны
Воинские захоронения Второй мировой войны
Захоронения послевоенного периода
Гидротехнические сооружения
Культовые сооружения
Мемориальные доски
Мосты
Музеи
Несуществующие населенные пункты
Орденские замки
Памятники и монументы
Парки, памятники природы и заповедники
Фонтаны
Фортификационные сооружения

Биографии знаменитых людей Калининградской области

КРОО "НАКАЗ"

РООП КО "Совесть"

Информация для отдыхающих в Калининградской области
Гостиницы и гостевые дома
Рестораны и кафе
Туризм и активный отдых

Справочные материалы и статьи

Совет при Губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Общественный совет при Службе государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области

Новое на сайте

Зарегистрированные пользователи
ElenaAl, Muto_boy, saper8719vdv, Waldhauzen, armen_shaldzhyan, VK1977, larisa53, gasha29, chuproksana040716, namaste, ...

Второе заседание Совета при Губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества
5 февраля 2014 года в здании Правительства Калининградской области состоялось второе заседание Совета при Губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Повестка второго заседания Совета при Губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества:

1. Об исполнении решений, принятых на заседании Совета 19.09.2013 г. (10 мин., докладчик Е.А. Маслов).

2. О плане мероприятий по изучению, сохранению и популяризации военно-мемориального наследия Первой мировой войны в Калининградской области на 2013-2018 годы (10 мин., докладчик Ю.А. Жиляев).

3. О работе поисковых организаций на территории Калининградской области в 2013 году (7 мин., докладчик А.В. Будаев; 5 мин., докладчик В.П. Савчук).

4. О подготовке обращения в Министерство обороны РФ по актуальным вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества (7 мин., докладчик Д.А. Востриков).

5. Разное.
• Об эксгумации останков 69 воинов Русской императорской армии из захоронения периода Первой мировой войны на территории Нестеровского района (7 мин., докладчик А.А. Адылов).
• О проекте памятного знака на месте воинского захоронения периода Первой мировой войны на участке Московский пр-т - ул. Дачная г. Калининграда (7 мин., докладчик А.А. Панфилов).

Об исполнении решений, принятых на заседании Совета 19.09.2013 г. (Е.А. Маслов)

Первое заседание Совета при Губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества состоялось 19.09.2013 г. В нем приняло участие 29 из 32 членов совета, а также 16 приглашенных лиц и представители средств массовой информации.
В соответствии с повесткой заседания рассматривалось четыре основных вопроса, по итогам обсуждения которых, Советом одобрено принятие 12 различных решений и рекомендаций. Семь из них оформлены в виде поручений Губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова от 15.01.2014 г. № 07/пр.
В рамках исполнения этих решений за отчетный период проведена следующая работа.
1. Председателем Совета сформирован и утвержден состав его президиума. В него вошли Волова Елена Николаевна, заместитель Председателя Правительства Калининградской области, заместитель председателя Совета; Маслов Евгений Александрович, заместитель руководителя (директора) Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, секретарь совета; Бирюков Георгий Олегович, председатель Калининградской региональной детской общественной организации юных разведчиков-скаутов «Ятвягия»; Будаев Александр Валерьевич, исполнительный директор Калининградской региональной общественной организации «Ассоциация поисковых отрядов «Память»; Востриков Дмитрий Александрович, владелец сайта Prussia39.ru; Косенков Борис Андреевич, председатель Калининградской областной общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов; Панфилов Александр Алексеевич, краевед; Румачик Андрей Петрович, заместитель начальника учебно-методического отдела Филиала Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (г. Калининград).
2. 30 октября 2013 г. было проведено рабочее совещание Совета на котором присутствовало 16 членов Совета и несколько приглашенных лиц. На этом совещании было принято решение сформировать три рабочие группы Совета:
• «По учету и паспортизации военно-мемориальных объектов погибших при защите Отечества» (Маслов – координатор, Бирюков, Черенков, Адылов, Волков, Румачик);
• «По увековечению имен погибших при защите Отечества» (Будаев – координатор, Кисиль, Воскобойников, Русаловский);
• «По общественному мониторингу состояния военно-мемориальных объектов погибших при защите Отечества» (Востриков – координатор, Новиков, Волков, Миловский, Попова, Панфилов, Жиляев, Адылов, Румачик, Маслов).
За прошедший период рабочими группами разработаны критерии мониторинга состояния военно-мемориальных объектов погибших при защите Отечества, проведено совещание выработке единых подходов к формированию электронной базы данных погибших защитников Отечества, проведена инвентаризация военно-мемориальных объектов периода Первой мировой войны. Об инвентаризации немногим подробнее расскажет Ю.А. Жиляев.
В этой связи надо отметить, что принятое на первом заседании Совета решение о создании рабочей группы по паспортизации памятников, оказалось очень актуальным в связи с тем, что с декабря минувшего года в субъектах Российской Федерации началась активная работа по исполнению поручения Президента РФ от 31.07.2013 г. № Пр-1831 о проведении к 01.01.2015 г. паспортизации воинских захоронений. Организация исполнения данного поручения Министерством обороны вызывает много вопросов со стороны органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Правительства Калининградской области и, даже, Военно-мемориальной службы Балтийского флота. Более подробно на эту тему выскажется в своем выступлении Д.А. Востриков.
3. 14 января 2014 г. было проведено еще одно рабочее совещание Совета. В нем приняло участие всего 8 членов Совета и несколько приглашенных лиц. Тема совещания – подготовка к плановому заседанию Совета. В частности – утверждение его повестки, определение докладчиков и др. рабочие вопросы. Окончательно повестка дня была сформирована 23.01.2014 г. на совещания президиума Совета. Предложения по включению в повестку по пункту «Разное» дополнительных докладов поступали и накануне сегодняшнего заседания. В частности, о. Георгия Бирюкова предлагал рассмотреть вопрос «Деятельность членов Совета при губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества в свете Законодательства Российской Федерации и международных соглашений России».
4. Все члены Совета были приглашены к заочному, то есть посредством электронной почты, обсуждению двух общих вопросов – подготовка плана работы Совета на 2014 г. и разработка «дорожной карты» по Первой мировой войне. План работы был сформирован, и представлен на утверждение в аппарат правительства Калининградской области в декабре 2013 г. Он помещен в раздаточном материале. «Дорожную карту» члены Совета решали назвать «Планом мероприятий по изучению, сохранению и популяризации военно-мемориального наследия Первой мировой войны в Калининградской области на 2013-2018 годы». О нем будет докладывать Ю.А. Жиляев.
В заключение скажу, что в настоящее время 6 органов исполнительной власти Правительства Калининградской области, совместно с органами местного самоуправления являются ответственными исполнителями 7 поручений Губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова по итогам заседания Совета 19.09.2013 г. Эти поручения касаются вопросов проведения паспортизации воинских захоронений, контроля работы по ремонту и благоустройству воинских захоронений, установки памятного знака на месте воинского захоронения Первой мировой войны на участке Московский проспект – ул. Дачная г. Калининграда, проведения памятных мероприятий в честь 70-летия взятия Кенигсберга, материального стимулирования работы волонтеров по формированию электронной базы данных о погибших защитниках Отечества и оформлению права собственности Российской Федерации на военно-мемориальные объекты федерального значения. Сроки исполнения данных поручений от 1 марта до 30 декабря текущего года. О результатах исполнения поручений Губернатора члены Совета будут проинформированы на его последующих заседаниях.
Пользуясь моментом, хотелось бы призвать членов Совета, пока не вовлеченных в его работу, более активно принимать участие в рабочих совещаниях, в заочном обсуждении общих вопросов, в практической деятельности сформированных рабочих групп. Неотложные вопросы, требующие рассмотрения президиумом Совета или в формате рабочего совещания всем Советом, прошу направлять в электронном виде по адресам Службы государственной охраны объектов культурного наследия.

О плане мероприятий по изучению, сохранению и популяризации военно-мемориального наследия Первой мировой войны в Калининградской области на 2013-2018 годы (Ю.А. Жиляев)

В рамках исполнения поручений Губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова, озвученных на первом заседании Совета по увековечению памяти погибших при защите Отечества, был разработан План мероприятий по изучению, сохранению и популяризации военно-мемориального наследия Первой мировой войны в Калининградской области на период 2013-2018 годы («дорожная карта»).
Работа по формированию плана мероприятий шла более двух месяцев. За это время поступило несколько десятков предложений, которые в итоге были оформлены на рабочих заседаниях Совета в настоящий план мероприятий.
Первым пунктом в рамках данного плана являлась Инвентаризация военно-мемориальных объектов (ВМО) Первой мировой войны (ПМВ). Службой государственной охраны объектов культурного наследия для исполнения данного пункта Главам муниципальных образований Калининградской области 24.10.2013 г. был направлен запрос о предоставлении данных о наличии на территории муниципальных образований памятных мест, памятников, памятных знаков и воинских захоронений, связанных с событиями Первой мировой войны. Информация запрашивалась о любых объектах, связанных с историей Первой мировой войны, независимо от наличия или отсутствия у них статуса памятника истории и культуры.
В результате анализа представленной информации установлено, что на территории 17 муниципальных образований второго уровня расположено 280 военно-мемориальных объектов Первой мировой войны, о месте нахождения которых известно органам местного самоуправления (приложение). В том числе – 217 воинских захоронений, 51 памятников и 12 памятных знаков. Из них 31 воинское захоронение, 35 памятников и 2 памятных знака являются памятниками истории и культуры (1 – регионального значения, 57 – местного (муниципального) значения и 10 – выявленные объекты культурного наследия).
По сведениям муниципальных образований военно-мемориальные объекты Первой мировой войны отсутствуют в Балтийском муниципальном районе, Ладушкинском, Пионерском и Янтарном городских округах, а также в Светлогорском районе.
При обработке полученных данных во многих ответах прослеживалась одна и так же ошибка: помимо ВМО ПМВ, в перечень включались ОКН, не связанные с ПМВ, такие как объекты архитектуры, ВМО ВОВ, т. е. ответ готовился по принципу «много-не мало». Кроме того, вызывает сомнения достоверность материалов, представленных отдельными муниципалитетами в части реального наличия на их территории указанных воинских захоронений. Например, по Краснознаменскому району приведены сведения о наличии 118 различных объектов ПМВ в границах муниципального образования. Причем информация об большинстве из них взята из различных ресурсов Интернета.
Кроме того, хочется отметить низкий уровень культуры делопроизводства: грамматические и стилистические ошибки.
В настоящее время рабочей группой производится уточнение и дополнение сведений, предоставленных муниципалитетами. После завершения работы группы, результаты инвентаризации ВМО ПМВ будут использоваться для их паспортизации (применительно к воинским захоронениям). Паспортизацию ВМО ПМВ планируется проводить до 2018 года.
Следующий пункт Плана мероприятий предусматривает выявление в качестве ОКН и постановку на учет ВМО ПМВ.
В рамках данного пункта предусматриваются следующие мероприятия на период 2014-2018 гг., а именно:
• постановка на муниципальный учет воинских захоронение ПМВ по результатам инвентаризации;
• направление в Минобороны России сведений о поставленных на учет воинских захоронениях ПМВ для централизованного учета. Более подробно проблемы, связанные с предоставлением таких данных в МО, и с централизованным учетом ВМО ПМВ, осветит Д.А. Востриков в своем докладе;
• выявление ВМО ПМВ и постановка на учет в качестве объектов культурного наследия (ОКН) /памятников истории и культуры/, включая проведение государственной историко-культурной экспертизы, выполнение работ по определению границ их территории и зон охраны, внесение сведений о воинских захоронениях в градостроительные информационные системы и другие мероприятия.
• включение выявленных ВМО ПМВ – ОКН в единый государственный реестр ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Третий пункт «дорожной карты» включает в себя ряд мероприятий, связанных с ремонтом и благоустройством ВМО ПМВ, которые можно разделить на два этапа:
• разработка документации, а именно: типового мемориального знака и типовых проектов благоустройства воинских захоронений, разработка рекомендаций для МО по благоустройству ВМО ПМВ. Данные рекомендации, а так же типовые проекты планируется подготовить до 31 мая 2014 года и направить в МО, а так же всем заинтересованным лицам и органам;
• проведение работ по ремонту и благоустройству ВМО ПМВ за счет средств областного и местного бюджетов, внебюджетных средств, с привлечением волонтеров. Данные работы планируется проводить в период 2014-2018 годов согласно настоящему плану.
Четвертым пунктом плана мероприятий является популяризация ВМО ПМВ:
• до 01.08.2014 создание единого общественного центра сохранения памяти ПМВ в Калининградской области;
• в период 2014 года подготовка и издание различной печатной продукции по ВМО ПМВ Калининградской области;
• поддержка общественных инициатив и проектов по популяризации ВМО ПМВ;
• до 31.08.2014 разработка методических пособий по проведению воспитательных мероприятий для школьников на ВМО ПМВ, а так их проведение в различных формах в период 2014-2018 г.г.;
• освещение событий ПМВ на территории Восточной Пруссии в электронных и печатных СМИ;
• анонсирование и освещение мероприятий, связанных с памятными событиями ПМВ на территории нынешней Калининградской области.
Следующим пунктом является проведение регулярного и постоянного мониторинга состояния ВМО ПМВ, как органами государственной власти и местного самоуправления, так и общественными и волонтерскими группами с последующим сбором и обобщением данной информации для подготовки докладов на заседаниях Совета по текущему состоянию ВМО ПМВ.
Последним по списку, но не последним по значимости, является увековечение памяти погибших в период ПМВ. В рамках данного пункта планируется проведение следующей работы:
• исследования по установлению имен погибших при защите Отечества на территории современной Калининградской области в период ПМВ;
• создание электронной базы данных о погибших при защите Отечества на территории современной Калининградской области в период ПМВ с направлением данных сведений в МО для создания на ее основе объединенной базы данных;
• изготовление и установка мемориальных плит на воинских захоронениях с именами погибших при защите Отечества, памятных знаков и информационных табличек на территории современной Калининградской области в период ПМВ.
В связи с обширностью работ реализация мероприятий по данному пункту планируется в период до 2018 года.
Подводя итоги, можно сказать, что предстоит обширная и кропотливая работа по выявлению, постановке на учет и благоустройству, популяризации и мониторингу ВМО, а так же увековечению памяти погибших при защите Отечества в период ПМВ.
От лица Совета прошу Вас Николай Николаевич рассмотреть и утвердить представленный план мероприятий, а также определить органы исполнительной власти Калининградской области, ответственные за реализацию его.

О работе поисковых организаций на территории Калининградской области в 2013 году (А.В. Будаев)

«Война заканчивается тогда, когда погребены останки последнего солдата» - эти слова великого русского полководца Александра Суворова стали девизом калининградских поисковиков. Благодаря их энтузиазму были найдены и перезахоронены останки тысяч солдат и офицеров, возвращены из забвения имена тех, кто с оружием в руках отстоял независимость нашей Родины.
Собрано множество документов и фотографий, архивных справок о подвигах советских воинов в ходе Восточно-Прусской операции. По результатам полевых исследований вносятся изменения в военные архивы и Книги Памяти, список пропавших без вести сокращается с каждым годом.
Поисковая работа в Калининградской области организуется и проводится в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Согласно статьи 9 ФЗ №4292: Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в части захоронения погибших - органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях.
Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.
Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.
В 2012 году в целях упорядочения проводимых работ по поиску и захоронению (перезахоронению) останков русских и советских воинов, были разработаны «Рекомендации (регламент) проведения поисковой работы на территории Калининградской области», в которых учтены все поступившие предложения от Военно-мемориальной службы Балтийского Флота, Управления ФСБ России по Калининградской области, Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области, Главного управления МЧС России по Калининградской области, руководителей поисковых отрядов Калининградской области.
Данные Рекомендации в августе 2012 года Министерством по муниципальному развитию Калининградской области направлены во все муниципальных образований Калининградской области для учета и использования в работе и 21 августа 2012 года направлены в Управление по информационной политике и взаимодействию со СМИ (Пресс-служба) для размещения на официальном сайте Правительства Калининградской области.
Дополнительно сообщаю, что в Федеральный закон от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» были внесены изменения от 05 апреля 2013 года № 52-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»», где часть первая статьи 8 изложена в следующей редакции: «Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти».
В Калининградской области на основании запроса Аналитического управления Правительства Калининградской области в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области у 8 поисковых некоммерческих организаций в уставной деятельности обозначена организация и проведение поисковой работы. Среди них:
1. Калининградская региональная молодежная общественная организация «Ассоциация поисковых отрядов «Память»;
2. Калининградская региональная молодежная общественная организация « Поисковая организация «Сокол»;
3. Региональная общественная организация поисковиков Калининградской области «СОВЕСТЬ»;
4. Калининградская региональная общественная организация «Поисковый отряд «Пруссия»;
5. Калининградская региональная общественная организация поиска и перезахоронения участников Великой Отечественной войны «Бастион»;
6. Калининградская региональная историко-патриотическая общественная организация «Поисковый отряд «Фридрихсбург»;
7. Калининградская областная общественная организация «Восстановление и строительство исторических воинских захоронений»;
8. Фонд исторических исследований и поиска «Лабиринт».
Напоминаю, что Министерство обороны Российской Федерации, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества:
• руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию;
• разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества;
• определяет порядок финансирования указанных мероприятий;
• разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;
• ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;
• координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы.
На территории Калининградской области полномочия по руководству и координации работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества возложены на Военно-мемориальную службу Балтийского флота, которая подтверждает, что указанные Рекомендации отвечают требованиям сегодняшнего дня и дают возможность поисковым организациям осуществлять поисковую деятельность в рамках действующего законодательства.
(Об этом и других вопросах связанных с поисковой работой вас проинформирует в своем выступлении Олег Валерьевич Бобровский – руководитель Военно-мемориальной службы Балтийского флота).
Каждый год в ходе поисковых экспедиций, которые проводятся поисковыми отрядами Калининградской области, обнаруживаются останки погибших советских воинов, появляются новые имена героев, выявляются неизвестные воинские захоронения.
В 2013 году проведены 2 этапа областной поисковой экспедиции «Вахта Памяти - 2013» (в апреле и сентябре), в которых приняли участие поисковые отряды Калининградской области и сводные отряды предприятий.
Перед началом полевой экспедиции проводится кропотливый сбор и глубокий анализ архивных сведений о планируемом районе поиска.
Эти материалы размещаются на Форуме Поисковых Движений forum.patriotcenter.ru, чтобы в любой момент они были «под рукой».
Приведенные ссылки позволяют быстро переходить в нужную тему.
C 21 по 26 апреля 2013 года Калининградской региональной молодежной общественной организацией «Ассоциация поисковых отрядов «Память» в рамках реализации общественного благотворительного проекта «Молчаливое эхо войны» по инициативе региональной общественной организации «Ветераны военной контрразведки», поддержке Правительства Калининградской области и администрации городского округа «Город Калининград», в окрестностях поселка Логвино, Зеленоградского района Калининградской области прошел очередной этап ежегодной поисковой экспедиции «Вахта Памяти – 2013», участие в которой приняли поисковые отряды:
• поисковые отряды Калининградской области;
• УФССП по Калининградской области;
• УФСБ по Калининградской области;
• УМВД России по Калининградской области;
• Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД";
• ОАО «Калининградгазификация».
Торжественное открытие Вахты Памяти состоялось 21 апреля 2013 года в 11.00 ч. на Воинском мемориале в поселке Переславское Зеленоградского района.
В период с 21 по 26 апреля основываясь на данных архивных карт было обследовано более 15 мест возможного нахождения останков героев Великой Отечественной войны.
20 апреля в лесном массиве, прилегающем к именью Братское (нем. Варенген) была обнаружена медаль «За боевые заслуги», в ходе обследования останков не обнаружено, из ЦАМО получен ответ этой медалью был награжден Шеликов Иван Савельевич.
23 апреля в районе поселка Логвино был обнаружен орден «Отечественная война» 2 степени. Поисковая группа Ассоциации поисковых отрядов «Память» в июле месяце обследовали близлежащую территорию. Поиск останков погибших результатов пока не дал.
С 12 по 21 апреля 2013 года представитель калининградских поисковиков Александр Мамонтов участвовал в поисковых работах в Польше.
Поисковикам в лесу у города Костшин-над-Одрой удалось найти останки более 500 человек. По документам все они были эксгумированы в 1953-м и перезахоронены на кладбищах в Цибинке и в Гожуве Велкопольском. Но оказалось, что далеко не все.
Вместе с останками были найдены личные предметы, в т.ч. медали "За боевые заслуги", согласно ответа ЦАМО рядовых Иванова и Николаева.
С 15 по 18 мая 2013 года на территории Багратионовского района проводились поисковые работы с целью выявления места захоронения гв. старшего лейтенанта Бескровного А.Г. (дата гибели 15.03.1945 г.). Данное мероприятие проводилось по просьбе сына павшего воина, Бескровного Игоря Александровича, прибывшего в наш регион из города Липецка.
В ходе проведения поисковых работ на месте захоронения, вместо одиночной могилы (указанной в архивном документе) было обнаружено групповое боевое захоронение военнослужащих РККА, павших в боях в феврале-марте 1945 года. Были обнаружены и эксгумированы 15 останков.
С 07 по 09 июня в этом же месте были эксгумированы еще останки 23 останкам, при них были найдены 2 боевые награды «За Отвагу», 2 красноармейские книжки, которые в данный момент переданы на криминалистическую экспертизу, 5 знаков «Гвардия», кольца с инициалами и другие личные вещи солдат.
С 14 по 16 июня в 10 метрах от предыдущего захоронения было обнаружено и эксгумировано еще 11 останков солдат РККА, при них так же были обнаружены личные вещи.
Все обнаруженные останки, личные вещи и награды были переданы в военно-мемориальную службу Балтийского флота для установления личностей погибших. 27 июля 2013 года в торжественной обстановке было произведено перезахоронение 52 –х останков советских воинов на воинском мемориале «Богатово» в Багратионовском районе.
В июле 2013 года поисковики из отрядов «Память», «Русичи», «Сокол» проводили выездные поисковые экспедиции, в ходе которых были обследованы:
• (высота 70.9) место гибели батальона Романова;
• окрестности поселка Логвино (место обнаружения ордена «Отечественной войны») с целью обнаружения останков кому принадлежал орден;
• проверка информации полученной от местных жителей Багратионовского района об обнаружении останков.
В 2012 г. на окраине города Черняховск Усок В.Г. была найдена медаль «За отвагу».
В период с 5 по 15 сентября 2013 года в Неманском районе Калининградской области проходил осенний этап областной Вахты Памяти.
В мероприятии приняли участие представители поисковых отрядов «Концерна Росэнергоатом» - 25 чел, представители поисковых отрядов области: «Балтийская звезда», «Память», «Патриот», всего до 30 чел.
Поисковики КРМОО «Сокол» делятся опытом исследования территорий захоронений.
Большую поисковую работу в текущем году проводила поисковая организация Калининградской области «Совесть», которую возглавляет Руслан Хисамов. Поисковиками этой организации были подняты останки 63 красноармейцев.
Представители поисковых отрядов области «Балтийская звезда» и «Патриот» при разведке территории по заявлениям граждан
На Форуме Поисковых Движений постоянно оказывается помощь по установлению мест захоронения воинов, в Калининградскую область регулярно приезжают родственники, чтобы поклониться праху погибших
22 июня на мемориале в поселке Комсомольск была открыта дополнительная плита с фамилиями установленных воинов
Всего в 2013 году поисковыми отрядами области найдены останки 115 советских воинов, из них установлены имена 40 погибших, фамилии 9-ти красноармейцев, у которых были обнаружены награды, уточняются через ЦАМО на основании отправленных запросов.
Наряду с этим существует ряд проблем.
1. Недобросовестное исполнение требований к поисковой работе. Необходимость нормативно правового урегулирования этой деятельности на региональном и местном уровнях. В частности, желательно Правительству области и органам местного самоуправления в самые короткие сроки подготовить положения или порядки по организации и проведению поисковой работы.
2. Нашим наработкам по спискам захоронений требуется правовое сопровождение. Все наши усилия по созданию электронной базы воинских мемориалов без такой поддержки могут остаться бессмысленным сизифовым трудом, т.к. учет списков погибших законодательно осуществляет МО.

Архивная работа в деле увековечивания погибших при защите Отечества на территории Калининградской области (В.П. Савчук)

Кроме поисковых работ непосредственно в местах ведения боевых действий, немаловажное значение в деле увековечивания памяти погибших при защите Отечества, имеет изучение архивных документов. Огромную работу в этом направлении проделало Министерство обороны совместно с корпорацией «Электронные архивы» (ЭЛАР), создав общедоступные интернет-порталы «ОБД Мемориал» и «Подвиг народа». Эти беспрецедентные и уникальные проекты позволили большому количеству исследователей во многом сократить поиск необходимых материалов в архивах, тем самым повысив скорость обработки исследуемого материала. Однако же при всем их удобстве (никуда не надо ездить), огромный массив данных представлен исключительно в бумажном виде и чтобы его изучить, требуется непосредственно быть на месте – в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО) в г. Подольске Московской области.
Насколько важно изучение документов, не попавших в интернет-базы, проиллюстрируют несколько примеров:
1) Изучение документов 5-го гвардейского стрелкового корпуса позволило установить дату и место гибели гв. капитана Откидач, заместителя командира 735-го самоходно-артиллерийского полка, погибшего 3 марта 1945г. и проходящего только по послевоенным донесениям об исключении из списков. В Книге Памяти Калининградской области не значится.
2) Или например, майор Кутьин, замполит батальона 671-го стрелкового полка 221-й дивизии, погибший в районе современного поселка Логвино Зеленоградского района 23 февраля 1945 г., однако же в донесении об исключении из списков значится дата гибели 23 марта. В Книге Памяти Калининградской области также не значится.
3) И один из самых известных случаев – место гибели Героя Советского Союза капитана Романова, на чьем имени один из недобросовестных поисковых отрядов до сих пор пытается сделать себе пиар, якобы найдя место его захоронения и останки. Благодаря изучению боевых документов 182-й стрелковой дивизии, в составе которой воевал капитан Романов, удалось установить максимально точное место его гибели и поиски его захоронения только в самом начале.
Однако же работа исследователей в ЦАМО осложнена искусственно создаваемыми работниками архива препятствиями. По закону «О Государственной тайне» максимальный срок засекречивания сведений – 30 лет; 8 мая 2007 г. министром обороны Сердюковым был подписан приказ «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», предусматривающий снятие грифов секретности со всех архивных документов, находящихся на хранении в ЦАМО. Но до сих пор огромные комплексы документов на секретном хранении и исследователям не выдаются. Например, в архивной описи оперативных документов 43-й армии за 1945 г. среди десятков дел, рассекречено только одно. Даже «План штурма Кенигсберга за апрель 1945 г.» на секретном хранении. И даже идет процесс обратного засекречивания того, что некоторое время назад было доступно.
Организация работы с документами тоже оставляет желать лучшего: для получения необходимой информации надо или переписывать все вручную или дожидаться ксерокопирования, процедура которого весьма забюрокрачена, по срокам может составлять от месяца до бесконечности и состояние архивных дел не всегда позволяет достичь требуемого результата по качеству ксерокопий. При всем этом исследователям строжайше запрещено использование портативной фототехники, хотя подобная услуга доступна во многих архивах и позволяет значительно ускорить работу с документами.
Отсутствие нужных данных позволяет весьма вольно относится к историческим фактам. Красноречивая цитата из интервью одного из ветеранов, участника Восточно-Прусской операции, Героя Советского Союза: «…Кенигсберг брать было трудно, равносильно, что Берлин... Когда брали Кенигсберг, в сутки было до четырех тысяч вылетов самолетов. Два миллиона там наших полегло... ».
Исходя из вышеуказанного, предлагаются вполне конкретные обращения в адрес министра обороны:
1) В приказном порядке снять все ограничения на доступ к пока еще секретным документам.
2) Организовать работу по ксерокопированию с использованием автоматических копировальных аппаратов, принимающих оплату купюрами и монетами. Тем самым избавить исследователей от «опеки» со стороны работников читального зала.
3) Разрешить использование за фиксированную плату портативной фототехники.
4) Архивной службе Вооруженных Сил Российской Федерации совместно с корпорацией «ЭЛАР» создать на интернет-портале «Подвиг народа» отдельный раздел, посвященный Восточно-Прусской операции 1944-1945 гг., как это сделано в настоящий момент для Берлинской наступательной операции.
Все вышеперечисленные мероприятия в наиболее полной степени помогут в деле окончательного увековечивания всех погибших во время боевых действий 1944-1945 гг. на территории Калининградской области и будут способствовать текущему патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

О подготовке обращения в Министерство обороны РФ по актуальным вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества (Д.А. Востриков)

На территории региона Правительством Калининградской области, органами местного самоуправления, общественными организациями и энтузиастами проводятся различные мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества. На сегодняшней день наиболее остро стоит вопрос нормативного регулирования в этой сфере. Частично проблему может решить разработка нормативных актов на уровнях региона и муниципальных образований. Однако, согласно действующему законодательству часть вопросов, на мой взгляд, наиболее серьезных и основополагающих, относится к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
К их числу относятся:
• определение порядка организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями и общественными организациями;
• установление единых требований к процедуре постановки на учет органами местного самоуправления воинских захоронений и к их паспортизации;
• определение органа военного управления, ответственного за исполнение законодательства по увековечению памяти погибших при защите Отечества на территории субъекта Российской Федерации.
Для решения этих вопросов предлагается направить обращение министру обороны Российской Федерации, проект которого предлагается вашему вниманию.

Уважаемый Сергей Кужугетович!
Калининградская область является регионом Российской Федерации, на территории которого находятся по различным оценкам около 2 х тысяч воинских захоронений российских воинов. В том числе периодов Семилетней войны 1756 1763 годов, антинаполеоновских кампаний начала XIX века, Первой и Второй мировых войн, других военных конфликтов.
Правительством Калининградской области, муниципалитетами, общественными организациями и энтузиастами проводятся работы по их исследованию, учету, сохранению и поддержанию в надлежащем состоянии. С целью координации этих действий указом Губернатора Калининградской области от 16.09.2013 № 233 создан совет при Губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Эффективность мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества, проводимых на территории региона, во многом зависит от принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества ряда решений. К числу таких решений относятся следующие.
1. Скорейшая разработка и утверждение порядка организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями и общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы (в целях практической реализации нововведений, внесенных 05.04.2013 № 52-ФЗ в ст. 8 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»).
2. Принятие нормативного акта, устанавливающего единые требования к процедуре постановки на учет органами местного самоуправления воинских захоронений и к их паспортизации.
3. Определение органа военного управления, ответственного за исполнение законодательства по увековечению памяти погибших при защите Отечества на территории субъекта Российской Федерации, либо делегирование этих полномочий региональному органу исполнительной власти.
Одним из важнейших мероприятий в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества является паспортизация воинских захоронений. Наиболее важной информацией паспорта воинского захоронения являются персональные сведения о захороненных. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что персональные сведения о захороненных, имеющиеся в распоряжении уполномоченного федерального органа исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, содержат многочисленные существенные ошибки, не отличаются полнотой, в связи с чем, нуждается в анализе, проверке и корректировке. Действующая в настоящее время форма паспорта (учетной карточки) воинского захоронения была разработана около четверти века назад, не учитывает реалии времени и современный уровень развития информационных технологий. Кроме того, форма содержит понятия, не определенные Законом Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (п. 7 учетной карточки воинского захоронения «Кто шефствует над захоронением»).
В этой связи считаем, что механизм проведения паспортизации, предложенный заместителем министра обороны Д.В. Булгаковым (письмо от 08.11.2013 № 157/3833), не позволит в полной мере выполнить поручение Президента Российской Федерации № Пр-1831 от 31.07.2013 в части пунктов 2 в и 3-б.
В регионе силами энтузиастов создается общедоступная электронная база данных воинов, выбывших на территории современной Калининградской области в годы Второй мировой войны. Данная работа ведется на основе изучения и анализа первичных документов о выбытии, выявления мест первичных захоронений, их сопоставления со стоящими на учете воинскими захоронениями. Результатом работы станет полный список воинов, выбывших на территории современной Калининградской области в годы Второй мировой войны, с указанием для каждого воина архивных источников о выбытии и информации о месте первоначального захоронения, перезахоронения и увековечения (необходимости увековечить), снабженный фотографиями воинских захоронений и мемориальных плит с фамилиями. На наш взгляд, именно такой список может стать достоверной основой паспорта воинского захоронения.
Просим Вас разъяснить, может ли после соответствующих проверок уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества упомянутому выше списку быть придан официальный статус.
В целях качественного выполнения работы по паспортизации воинских захоронений, проводимой в регионе, просим дать разъяснение: подлежат ли паспортизации, расположенные на территории Калининградской области, одиночные и братские могилы российских воинов, а также совместные захоронения российских и иностранных воинов времен Семилетней войны 1756 1763 годов, антинаполеоновских кампаний начала XIX века, Первой мировой войны и одиночные захоронения российских воинов, погибших при защите Отечества в локальных военных конфликтах второй половины XX – начала XXI века?
Выражаем уверенность в том, что принятие перечисленных выше решений и получение разъяснений позволит максимально эффективно осуществить полный комплекс мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества, проводимых на территории Калининградской области.

Предлагается направить данное обращение от имени Губернатора Калининградской области, Совета при Губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества и Ассоциации «Совет муниципальных образований Калининградской области».

Об эксгумации останков 69 воинов Русской императорской армии из захоронения периода Первой мировой войны на территории Нестеровского района (А.А. Адылов)

Вы, вероятно, помните, что одним из солидарных мнений, выраженных нами на первом заседании Совета в сентябре, было мнение о недопустимости перезахоронений воинских могил без крайней необходимости. Это мнение было поддержано губернатором, в том числе в публичных выступлениях. Кстати, оно соответствует части 2 статьи 4 Закона РФ «О погребении и похоронном деле»: «Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий».
Однако прошло всего несколько дней, и рабочая группа Совета получила информацию о действиях по перезахоронению могилы 69 русских солдат в Роминтенской пуще, предпринятых поисковым отрядом «Фридрихсбург», во главе с Рыжковым Вальдасом Евгеньевичем. Как стало известно впоследствии, эти действия происходили 31 августа 2013 года. Членами рабочей группы были подготовлены обращения в правоохранительные органы с просьбой дать правовую оценку сложившейся ситуации, ответами на которые стали формальные отписки. Повторные обращения по тому же поводу в ноябре минувшего года были поддержаны Вами, Николай Николаевич. Последние ответ (из прокуратуры) был получен буквально на днях, ответ из следственного комитета пока не получен.
В ответе прокуратуры действия поискового отряда по эксгумации воинского захоронения упорно именуются «поисковой работой», хотя сам Рыжков В.Е. в своём первоначальном объяснении работникам полиции называл их именно «перезахоронением», каковым оно и является фактически и юридически. Согласно статье 8 Закона об увековечении памяти погибших при защите Отечества поисковая работа проводится в том числе «в целях выявления неизвестных воинских захоронений», что и было сделано названным поисковым отрядом. 15 июня 2013 года (о чём имеются подробные отчёты в сети интернет, включая видеоролики). К незаконной эксгумации 31 августа поисковая работа не имеет никакого отношения – это два совершенно разных события. Дальнейшая судьба этого захоронения после выявления 15 июня должна была регулироваться статьёй 9 того же закона – «обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления». О том же говорит и часть 3 статьи 22 Закона РФ «О погребении и похоронном деле»: «При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших».
Почему органы местного самоуправления Нестеровского района в течение 2,5 месяцев не были извещены о выявлении этого захоронения – об этом стоит спросить у лиц, производивших так называемые поисковые работы. Напоминаю: решение о перезахоронении в соответствии со ст.4 Закона об увековечении принимается органами местного самоуправления, и в отношении могилы 69 русских солдат в Роминтенской пуще такое решение НЕ ПРИНИМАЛОСЬ. Мало того – поисковый отряд «Фридрихсбург» за таким решением даже не обращался.
Представители прокуратуры почему-то не усмотрели противоречия закону в использовании «разрешений» на работы, подписанных задним числом. Особенно странно выглядит фраза из ответа прокуратуры о том, что найденные при эксгумации предметы были «переданы в музей КРИПОО ПО «Фридрихсбург» на хранение». Ознакомившись с текстом Закона РФ о музейном фонде и музеях (54 ФЗ), в частности со статьёй 30 данного закона подписавший ответ прокурор района может легко убедиться, что никакого «музея поискового отряда Фридрихсбург» не существует в природе. Иными словами, группа лиц в вежливой форме сообщила прокуратуре, что находки из воинского захоронения ими присвоены, и прокуратуру это почему-то устроило.
И полицией, и прокуратурой была полностью проигнорирована содержащаяся в первом обращении подтверждённая свидетельствами очевидцев информация о действиях группы лиц 21 сентября 2013 года на месте захоронения Скаруллен, где указанные лица осуществляли незаконные манипуляции с использованием металлодетектора.
На основании вышеизложенного по поручению группы членов совета, инициировавших разбирательство сложившейся ситуации, уполномочен заявить следующее:
1. Мы не согласны с выводами представителей прокуратуры и полиции, содержащими явные противоречия фактам и правовым нормам.
2. Мы выражаем глубокую обеспокоенность судьбой останков из незаконно эксгумированного захоронения, которая на настоящий момент неизвестна.
3. Мы настаиваем на возвращении незаконно эксгумированных останков на место их первоначального упокоения, восстановлении этого воинского захоронения и постановке его на учёт Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области в установленном законом порядке. Подчёркиваем, что воинское захоронение в Роминтенской пуще представляло собой комплекс из двух братских могил – могилы 69 русских солдат, незаконно эксгумированной, и могилы 7 солдат германского 251-го резервного пехотного полка, находящейся на расстоянии всего нескольких метров и незатронутой незаконной эксгумацией. Именно в таком виде захоронение должно быть восстановлено
Мы поддерживаем уже высказывавшееся сегодня мнение о необходимости разработки регионального нормативного акта о порядке проведения поисковых работ, который должен будет исключить подобные ситуации в будущем.

Оставлять отзывы или комментарии и читать их могут только члены Совета.

Второе заседание Совета при Губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Февраль 2014
Второе заседание Совета при Губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Февраль 2014

Второе заседание Совета при Губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Февраль 2014
Второе заседание Совета при Губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Февраль 2014

Второе заседание Совета при Губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Февраль 2014
Второе заседание Совета при Губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Февраль 2014

Все фото (4)